1. без Библии

2. с Библией

Урок 8. Роль закона в завете

Xlib.Narod.Ru

Rambler's Top100

Комментарий для учителей

Цель учителя

1. Провести параллель между избранием Израиля и нашей важностью для Бога сегодня.

2. Объяснить роль, которую играет закон в рамках завета с Богом.

3. Помочь уяснить важность послушания как ключевого элемента отношений завета.

План урока

I. Избрание Богом народа.
А. Клуб для избранных или важная миссия?
Б. Искупление для немногих или для всех?
В. Народ, избранный для распространения Божьего Слова среди всех народов.

II. Завет и закон.
А. Значение взаимоотношений в завете.
Б. Закон — правила и рамки поведения двух сторон.
В. Осуществление партнерства.

III. Роль послушания в завете.
А. Приглашение, радушие и обязательства сторон.
Б. Послушание как условие, выполнения завета.
В. Благословения как плод веры.

Комментарий

В более ранних местах Писания можно увидеть примеры общения Яхве с другими народами еще до избрания Израиля (см. Быт. 20:3—6; 21:32). Разве не поразительно то, что филистимский царь Авимелех в ночном разговоре с Яхве назвал свой народ, относящийся к группе хамитских, «невинным народом» (в английском переводе: «праведным народом»)?

«Яхве поддерживал связь не только с евреями. Иногда Он выбирал „язычников" Своими представителями и выразителями Своей воли...

Яхве действует через Иофора, мадианитянина, которому было известно имя Яхве еще до Моисея и который фактически помогает Моисею познать Яхве и начать воплощать Его замыслы и планы относительно человечества... В данном случае мы имеем дело с так называемым „языческим" народом, который обладает этим жизненно важным знанием о Боге задолго до того, как на исторической арене появился израильский народ!» (Чарльз Брэдфорд, с. 36).

I. Избрание Израиля

Подобным же образом от линии Авраама отходит ветвь израильского народа. Древний Израиль «отпочковался» благодаря Божественному промыслу с единственной целью: сеять семя священного свидетельства о Боге среди окружающих племен и народов. Эта связь между избранием Израиля и вселенским законом Яхве заслуживает специального объяснения: «В том, что Бог дал Свой Закон Израилю, проявляется действие той же милости Божьей, что и в избрании Израиля. В том, что Бог дал Свой Закон Израилю, проявляется действие той же милости Божьей, что и в избавлении Израиля от египетского рабства. В том, что Бог даровал Свой Закон Израилю, проявляется то же действие Божьей любви, что и в заключении завета, частью которого и является Закон. Таким образом, Закон представляет собой инструмент, регулирующий все отношения в рамках завета и между членами сообщества» (Г. Хазел. «Завет, основанный на Его крови», с. 77, 78).

II. Соединяющее звено

Десятисловие является Божественным мерилом зрелости нашего характера. Можно также смело утверждать, что Закон Божий — это Евангелие Христа в сжатом виде, а Евангелие Христа — это Закон Божий в развернутом виде. Отсюда следует вывод, что Закон — это Божественный слепок с характера Самого Иисуса Христа. Давайте завершим этот раздел следующими словами: «Когда характер Христа полностью отобразится в Его народе, Он придет, чтобы назвать его Своим уделом» (Е. Уайт. «Наглядные уроки Христа», с. 69).

III. Закон — неотъемлемая часть завета

«В Ветхом Завете слово „закон" (тора) употребляется не менее 220 раз. Однако его не следует смешивать с римским термином „lex" в значении „закон Римской империи". В то же время его понимание отличалось от понимания греческого термина "nomos", который означал „то, что делалось всегда". В древнееврейском языке слово „тора" (закон) происходит от слова хора", что значит „указывать, учить, наставлять". Соответственно, существительное „тора" в самом широком смысле значит „обучение, наставление". В этом смысле слово „закон" обозначает всю волю Божью, открытую человеку, либо ее часть.

Бог дал Израилю эти наставления, эту „тору", в форме „постановлений и законов" (см. Втор. 4:14) или „повелений, постановлений и уставов" (см. ст. 45), чтобы регламентировать их образ жизни. Слово „тора" часто употребляется именно в этом значении. Таким образом, понятие „закон" включало все виды наставлений и всевозможные нормы: нравственно-этические, гражданские и правовые, касающиеся порядка жертвоприношений и богослужений, санитарно-гигиенические.

Или же в самом узком смысле слово „закон" (тора) может употребляться для обозначения Десяти заповедей или Десятисловия» (Г. Хазел. «Завет, основанный на Его крови», с. 78,79).

IV. Неизменность Закона

Давид выразил свой восторг совершенством Закона в следующих словах: «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи... Суды Господни — истина, все праведны; они вожделеннее золота... слаще меда и капель сота» ( Пс. 18:8—11).

Следует всегда помнить, что потребность в Божьем Законе исходит из беззакония, гнездящегося в человеческой сущности, а не только во внешних проявлениях и поступках. Только Сам Христос, будучи непорочным воплощением Закона, способен вернуть людям, рожденным в условиях духовной ущербности, спасительную чистоту и моральную непоколебимость, обретаемые в Нем Одном (см. Ис. 26:3; Мф. 12).

V. Если только...

«Ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою. Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования...» ( Кол. 1:22, 23). (Выделено автором «Пособия по изучению Библии с комментариями для учителей»).

В Послании к Колоссянам подчеркивается, что духовная зрелость не приобретается верующим в одно мгновение. Павел понимал возрастание в благодати как процесс возрождения длиною в жизнь. В этом понимание Павла перекликается с условиями завета благодати, который Яхве заключил с древним Израилем (с целью более подробного изучения читайте Исх. 19:5; Лев. 26:3, 4, 16; Втор. 5:33; 6:5; 10:12; 11:1, 13, 22; 13:3; 18).

«Из этого становится очевидным, что путь спасения в Ветхом Завете и Новом Завете один и тот же: оба ведут к спасению по благодати через веру, проявленную в послушании» (Г. Хазел. «Завет, основанный на Его крови», с. 84).

С другой стороны, не менее важно помнить о том, что путь к освящению совершенно исключает покаяние, не идущее из глубины сердца кающегося: «Любое движение мысли должно быть освящено присутствием Христа. У человека не может даже возникнуть намерения прийти к Нему до тех пор, пока Он Сам не пробудит в вас желание сделать первый шаг и не коснется Святым Духом вашего сердца» (Е. Уайт. «Вера и дела», с. 73). (См. Ин. 14:15; 15, 16, 17; Деян. 5:32; Рим. 2:4; 1 Кор. 13; Гал. 5:14—26; Еф. 2:8—10; 5:1—33; 1 Ин. 4:7—21; 5:1—3; Откр.22:14).

Тексты для исследования: Втор. 10:13; Мф. 5:14—16; Рим. 6:1, 2

1. Как уже отмечалось, Божий закон в том виде, как его получил израильский народ, расписывал их жизнь до мелочей. Почему Богу понадобилось так подробно регламентировать жизнь Своих детей? Кому это действительно нужно: нам или Ему? Влияют ли на Бога принимаемые нами решения?

2. Как Израиль в древности, так и Церковь сегодня обладали и обладают тем, чего так не хватает окружающему миру и к чему он не проявляет никакого стремления. Израиль не прилагал никаких усилий к тому, чтобы изменить эту ситуацию. Как нам в современных условиях добиться большей действенности нашего служения?

3. Иногда можно услышать колкое замечание, что Десять Заповедей превратились сегодня в Десять пожеланий. Не является ли порой наше поведение невольным подтверждением верности этого замечания? Как нам научиться не переступать в своей жизни черту между христианской свободой и вседозволенностью?

4. Можно ли считать соблюдение Закона необходимым условием установления взаимоотношений с Богом? Если да, то не является ли ошибочным утверждение, что мы получаем дар вечной жизни и благодать Божьего присутствия в земной жизни без каких-либо условий? Насколько обоснованна вера в то, что Бог любит нас без всяких предварительных условий?

5. Размышляя о проблеме послушания, мы склонны представлять его как внешнее соблюдение Божьих требований. Не следует ли включить в представление о послушании также и состояние нашего внутреннего «я» в момент, когда мы решаем стать на сторону Бога?

Личное благовествование

Для бейсбольной команды «Сиэтл Маринерз» 2001 год оказался рекордным. Она открыла сезон в апреле убедительной победой и закончила его, ни разу не проиграв. Увлечение этой командой захватило даже тех, кто жил далеко от северо-западного побережья Соединенных Штатов. Для спортивных обозревателей оставалось загадкой, как, не имея в своем составе ни одной суперзвезды, этой команде удавалось одерживать одну победу за другой.

Проиграв «Сиэтл Маринерз» шесть раз подряд, менеджер команды «Миннесота Твинз» Том Келли заявил, что «Сиэтл Маринерз» одержала тысячу побед, сыграв всего лишь чуть более ста игр. Дело в том, что в их составе были опытнейшие подающие игроки, отличный вратарь и грамотно расставленные по всему полю игроки-ветераны, которые знают, как подождать.

Доводилось ли вам когда-либо слышать примерно подобный отзыв о церкви, членом которой вы являетесь: «В этом году такая-то церковь... (вставьте название вашей церкви) одержала не одну победу, обратив многих людей ко Христу. Дело в том что у них опытный пастор и пресвитеры, отличные рядовые члены церкви, а также имеются ветераны со стажем, которые знают, как донести евангельскую весть до людей!»

На этой неделе со страниц этого пособия прямо прозвучал призыв проанализировать свою роль в деятельности церкви и подумать, что еще можно сделать для успешного выполнения миссии, к которой мы призваны. При этом обратите внимание на такую закономерность: если мы не проявляем активности в служении, то скорее всего мы невольно мешаем тем, кто отдается служению.

«Сиэтл Маринерз» стала чемпионом 2001 года, потому что тренер сделал упор на слаженности действий всех членов команды во время игры. Каждый игрок, даже те, кто сидел на скамейке для запасных или не участвовал в игре из-за травм, сыграли свою роль в триумфальном завершении сезона.

Богу, конечно же, известны преимущества слаженности и взаимодействия в любом деле. Именно поэтому Он призывает каждого верующего в Него участвовать в проповеди евангельской вести.

Как лично вы взаимодействуете со своей «командой»?

От теории к практике

Уильям Баркли как-то заметил, что быть по-настоящему верующим человеком — это значит любить Бога и людей, которых Бог сотворил по Своему образу и подобию. Причем не подменять любовь слащавой сентиментальностью, а проявлять ее в полной посвященности Богу и практическом служении людям.

Вопросы для размышления

1. Прочитайте Втор. 6:5. Этот стих является составной частью «Шмы», символом веры иудаизма. Любое богослужебное действие начинается этим текстом. Каждый ребенок в первую очередь заучивает наизусть именно его. Этот стих является постоянным напоминанием о том, что любовь к Богу должна быть у нас на первом месте. Прочитайте слова Иисуса, записанные в Мф. 22:34—40. Чем мы напоминаем фарисеев, представленных в этом эпизоде? Какое значение уделяет Новый Завет проявлению любви в нашей жизни?

2. Бог дает нам Свой Закон как проявление Божьей неизъяснимой любви. Сравните отношения между Богом и людьми с отношениями между родителями и детьми. Какую функцию выполняет Закон в отношениях любви? Как различного рода ограничения и предъявляемые Богом требования к нам помогают укреплению наших взаимоотношений с Ним? Что мы узнаем о характере Бога из Его законов и ограничений?

3. Вспомните два-три эпизода из земного служения Иисуса Христа, которые могут быть свидетельством того, что Иисус действительно любил ближнего как Самого Себя. Представьте себе, что Иисус сегодня проходит по улицам вашего города. Как вы считаете, в чем бы выразилась Его любовь к ближним и почему?

Вопросы для закрепления

1. Когда вы нарушаете какую-либо заповедь из Закона Божьего, вас спасает Его милость. Означает ли это, что благодать отменяет Закон? Дайте аргументированный ответ. Вспомните случаи, когда вам помогли определенные ограничения, налагаемые Библией, Церковью или обществом. Приведите пример, когда Закон и благодать соединились в вашей жизни.

2. Предыдущий завет сыграл важную роль в исходе Израиля из Египта. Он стал спасительным знамением Божьей любви и заботы о Своем народе. Как в вашем духовном опыте завет с Богом преобразовывается в знамения Божьей любви и заботы? Как отношения завета с Иисусом Христом узнаются по плодам вашей жизни? Какую роль в этом вы отводите лично себе? 3. Вернитесь к разделу «От теории к практике». Поразмышляйте о том, каким образом наша любовь к ближнему может превратиться в «слащавую сентиментальность». Что можно сделать для того, чтобы в вашей церкви проявлялась нелицемерная любовь к Богу и друг к другу? Назовите причины, которые мешают вам быть более искренним. Что вы можете сделать для искоренения этих причин?

Заключение

Бог желал, чтобы завет, который Он заключил с Израилем у горы Синай, стал наглядным примером Божьей милости для окружающих народов. Этот завет всесторонне регламентировал их взаимоотношения и задавал параметры жизни Израиля и его миссии по распространению Божьей вести среди всех народов.

Следующий

Содержание за квартал

На главную страницу


Каталог христианских ресурсов - Internet 4J. Каталог-рейтинг христианских сайтов МАРАНАФА
Allbest.ru Каталог
христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz